Пресса о событиях - Авторские публикации и интервью  

20.07.2004 «Услуги надели маски». «Мурманский вестник» И.Курсаков (интервью)
Игорь Курсаков ДЕЛА КОММУНАЛЬНЫЕ

УСЛУГИ НАДЕЛИ МАСКИ

- Ой, кто это там в маске - Зорро, Фантомас?
- Не-е-ет, это я, твоя коммунальная услуга. А вот какая - догадайся сам!
Такой сон, наверное, мог бы присниться кому-нибудь их десятков тысяч мурманчан, получивших июньские квитанции на оплату жилья. В них, ссылаясь на требования правительственного постановления № 89 от 17 февраля 2004 года "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", городские власти изменили структуру коммунальных платежей. Хотя данное постановление, прежде всего, обязало госкомитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 6 месячный срок совместно с Минфином, Минэкономразвития и Федеральной энергетической комиссией разработать методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наём жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги. Никаких указаний по изменению формы платежного документа оно не содержит. Но, что проще - замутить воду и спрятать концы в воду.
Поэтому привычные графы "Техобслуживание", "Вывоз мусора", "Лифт", "Электроплита" заменены (слиты) в - "Сод/жил" (содержание жилья). А вот что такое "Рем/жил" (ремонт жилья), абсолютному большинству граждан неизвестно, т.к. с начала 90-х мы этой услуги в документе не видели и, надо полагать, не имели. А цифры по этим графам повергают в шок! "Ну, видать, последние жилы хотят из нас вытянуть коммунальщики", - возмутились многие горожане.
Разделяет их беспокойство и лидер общественной организации "Мой дом" Александр Куликов. Более того, он считает подобные действия коммунальщиков противоправными. По его мнению, в условиях отсутствия у владельцев жилья договоров с городским управлением ЖКХ, подобные действия ущемляют права потребителей услуг. Прежде всего, право на информацию о составе работ (затрат) включенных в тариф на услугу, которое гарантирует Закон "О защите прав потребителей" и ст. 15_2 "Закона об основах федеральной жилищной политике". Скажем, человек длительное время отсутствовал и, естественно, не пользовался лифтом. Но как теперь ему сделать перерасчет за эту невостребованную услугу, если она не выделена отдельной строкой? Другой пример: у целого ряда горожан есть на руках судебные решения о возврате им платы за техобслуживание электроплит. Но ведь и строки "Электроплита" в квитанциях больше нет?
Три года существует жилищное движение в Мурманске созданное Александром Куликовым. Многим северянам памятны инициированные им и его единомышленниками прецедентные судебные процессы: о неправомерности взимания платы за техобслуживание электроплит, о возмещении морального вреда за не оказанные коммунальные услуги, об отмене распоряжения городской администрации о повышении с января квартплаты, принятом в нарушении Федерального законодательства. Результаты последней победы - перерасчет квартплаты за 5 месяцев 2004 г., который получили все жители города Мурманска.
- Нынешняя ссылка городских властей на 89-е постановление Правительства некорректна. В нем нет никаких прямых указаний на необходимость свертывания расшифровки перечня предоставляемых услуг. Скажем, в соседнем Североморске в квитанциях все подробно расписано, и никаких изменений там не произошло. Каждый плательщик по закону о правах потребителей имеет право знать, какие виды работ входят в тариф. Причем в деталях. Вместо этого, с января вместо строки "техобслуживание" появилась строка "ТОиВДС". ВДС - внутридомовые сети, содержание которых было извлечено из тарифа на воду. Нам не безразлично, какие средства направлены на восстановление трубопроводов, но по разумению специалистов ЖКХ, это не наше дело. Мы - горожане, не возмутились нарушению наших прав на информацию. Поэтому УЖКХ пошло дальше - окончательно, слив воедино услуги в маловразумительные - "Сод/жил", "Рем/жил". Потребитель должен понимать, сколько он платит за уборку лестничных клеток, очистку мусоропровода, уборку придомовой территории. Все это должно быть прописано. Если не в квитанции, так в договоре. Но ведь договоров у нас тоже нет, - объясняет Александр Куликов.
Договоры - отдельная тема для разговора. Согласно пункту 5.2.1 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ №1099 от 26 сентября 1994 года, исполнитель обязан принимать меры по подготовке проекта и заключению договора на предоставление услуг. Между тем, в Мурманске только двое граждан (Карев В.М. и Куликов А.Н.) имеют... нет, не договоры, а решения суда об обязанности УЖКХ заключить письменные договора, которые должны четко определить весь перечень услуг и порядок их предоставления.
- Я получил судебное решение еще 27 августа. Скоро уж минет год. Но воз и ныне там, исполнительное производство идёт, а договор на оказание услуг коммунального хозяйства не заключён. Сейчас работаем над третьей редакцией, - без особого энтузиазма констатирует Куликов.
- Управление ЖКХ выступает в качестве управляющей компании, которая обязана заключить договор с каждым владельцем квартиры. В чем суть договорных отношений? В ясности прав и обязанностей. В договоре должны
быть точно определены правила и периодичность предоставления, объем и стоимость каждой услуги. А также - порядок урегулирования претензий сторон. В частности, в случае, если услуга была предоставлена не в полном объеме или ненадлежащего качества. А сейчас, как и на кого прикажете жаловаться? Если, скажем, у вас в квартире зимой холодно. А кто вам обещал, что там будет тепло? В равной степени нет никаких обязательств и по температуре горячей воды в кране. Каждый раз при обращении в суд придется ссылаться на санитарные нормы и правила, другие нормативные акты. Но это усложняет весь процесс, - продолжает Александр Куликов.
Понятно, что подобная ситуация чиновникам на руку: не нужно особо заботиться о качестве предоставляемых услуг. Во-первых, оно нигде не оговорено с потребителем. А во-вторых, можно не бояться штрафных санкций за недопоставленную услугу, хотя сами начисляют пеню за несвоевременную оплату услуг. А согласно Гражданскому кодексу пени и штрафы могут начисляться только при наличии договора, т.е. при обоюдной ответственности сторон.
Существующая система договорных отношений УЖКХ и поставщиков коммунальных услуг ведет к разорению бюджета города, т.к. за всех нерадивых жителей расплачивается бюджет. Это приводит к тому, что поставщики услуг периодически отключают то свет, то горячую воду всем без исключения, справедливо ссылаясь на муниципальные долги. Добраться до конкретного должника тому же "Водоканалу" или "Колэнерго" невозможно. Виноваты единицы - страдают все. А долги растут.
Выход из ситуации Александр Куликов видит в разработке договора, в котором конечные потребители (население) и поставщики услуг имели бы прямые обязательства друг перед другом. При этом МРИВЦ выступал бы в роли уполномоченной организации, которой население поручило производить расчеты со своими контрагентами. А управление ЖКХ стало бы контролировать весь этот процесс по договору поручения.
- Это породит всеобщую взаимную ответственность. Каждому будет ясно, кто и что обязан делать, кто, кому и за что должен платить. Тем более что наше законодательство развивается именно в направлении этой схемы. Пример тому - опубликованный на днях проект новых "Правил оказания коммунальных услуг населению". Как и предыдущий аналогичный документ, он разработан Институтом экономики ЖКХ. Проект уже прошел обсуждение на слушаниях в Госдуме, рассмотрен правительственной комиссией по жилищной политике и рекомендован к утверждению. В нем вновь ставится вопрос о договорных отношениях между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, а также гарантировано право потребителя на получение полной информации о порядке предоставления услуг и стандартах их качества. Так что не надо бы и нам отставать, - резюмирует Куликов.
Конечно, разработка и, самое главное, повсеместное внедрение подобного всеобъемлющего договора потребуют определенного времени. Но пока договоров нет, не стоило, наверное, трогать квитанции. В прежних была хоть какая-то ясность, за что конкретно мы платим.

17.09.2004 «Зима… Как много в этом слове» «Мурманский Вестник». А.Куликов
"ЗИМА... КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ"

Живя в стране развитого социализма, мы зачастую не задумывались о хлебе насущном, о крыше над головой. Эти проблемы решало за нас государство. Попробуй не устройся на работу! Уголовное преследование за тунеядство тебе обеспечено. Ну а если устроился, то наверняка встанешь в очередь за квартирой. Пусть не скоро, но ты ее получишь. Ну а если получил, то плата за нее мизерная и карман не тянет. Ну а раз платишь мало, то и тема жилищно-коммунального хозяйства особо не интересовала. Ведь собственником большей части жилья являлось государство, и это его забота - вовремя произвести ремонт, правильно содержать здания. Одним словом, бремя содержания собственности лежало на собственнике.
Как и сейчас. Только вот теперь собственниками большей части жилья являемся мы, граждане, а не государство. И платим за него не мизер - 7 процентов, как 15 лет назад, а до 80 и более процентов. А с будущего, 2005 года, нам предлагают платить все сто.

Многое изменилось за последние годы. Вот только наши знания в области жилищно-коммунальных услуг остались теми же, почти нулевыми, и свои гражданские права и обязанности мы лучше знать не стали. В результате при нашем молчаливом согласии стоимость услуг ЖКХ растет, ширится и беспрецедентная кампания по выколачиванию оплаты за услуги, которых мы не потребляли.
Что это за услуги? Обратимся к постановлению Правительства РФ № 392 от 30.07.04 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (об этом "мурманский вестник" писал в номере за 14 сентября "Фундамент реформы - кошелек жильца?"). Оно определяет обязанность жителей оплачивать жилищно-коммунальные услуги на основе договора, разъясняет виды работ, которые включаются в состав предъявляемой стоимости, порядок начисления пени за просрочку платежа. Кстати, пени начисляются лишь при наличии договоров! Договоры, которые содержат существенные условия, а не те, что выданы вам при приватизации жилья. Но это отдельная тема для разговора.
Сейчас мы стоим на пороге зимы. И эта главная тема должна озаботить всех.
Вот что говорят, в частности, "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. (№ 170). В соответствии с ними подготовка к зиме, оказывается, начинается еще весной. И организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обследовать наше жилище, составить акты обследования с участием представителей общественности дома (если они есть), сформировать план работы по подготовке к зиме, определить перечень и объемы работ, своевременно определить степень готовности к холодам. А также "выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам".
Кроме того, все мероприятия по подготовке к зиме должны быть завершены в нормативные сроки. Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах до 1 сентября. А завершиться эта работа должна составлением акта в соответствии с приложением № 9 к указанным Правилам. Кстати, его обязаны подписать в том числе представители общественности дома. Любопытно, не правда ли? Кто из нас и когда видел на пороге своих квартир представителей ЖКХ, желающих обследовать наше жилье на предмет готовности его к зиме? Прямо фантастика какая-то.
На дворе уже середина сентября, в квартирах холодно и сыро. Мы с нетерпением ждем начала отопительного сезона, надеемся, что власть своевременно обеспечит завершение подготовки города для эксплуатации жилья в зимних условиях. Однако наши надежды это одно, а реалии - совсем иное. Пустующие глазницы подъездных окон, гуляющий ветер при открытых дверях. А самое главное, непомерные тарифы на отопление и требования оплаты за непредоставленные услуги - все это неминуемо отравляет жизнь каждого из нас. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не осознаем: законы писаны и для нас тоже. И если они предписывают получать жилищно-коммунальные услуги и услуги по содержанию жилфонда на основе письменного договора, то он должен быть у каждого квартиросъемщика. Именно он определяет права и обязанности сторон. А также - какие виды работ, в каком объеме, с какой периодичностью, по какой цене они предоставляются. Куда, кому и в каком порядке надо подать претензию на качество услуги. Все это забота представительной и исполнительной власти города, которая сама должна жить по закону, а не по понятиям.

Александр КУЛИКОВ,
председатель Мурманской региональной общественной организации "Мой дом".

17.09.2004

03.11.2004 «Гражданам дано одно право – платить». «Мурманский Вестник». А. Куликов
ГРАЖДАНАМ ДАНО ОДНО ПРАВО - ПЛАТИТЬ

Когда, за что и сколько коммунальщики решают сами


Жилищные проблемы. Сколько сил и здоровья забрали у нас они за последние годы. А ведь все начиналось так замечательно. Нам в собственность передали жилище. Мы получили право не только пользоваться им, но и распоряжаться - завещать, дарить, продавать. Словом, рынок жилья был сформирован. А вот рынка услуг, обеспечивающих его содержание и ремонт, как не было, так и нет. Платежи за услуги, точный объем и качество которых нигде не оговорены, загнали нас в финансовые тиски, поставили в зависимость от псевдореформаторов ЖКХ.
Одной из основных проблем реформы было и остается отсутствие должного правового регулирования отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

Отношения между гражданами и коммунальными службами строятся на основе договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К таковым относятся: предмет договора (в данном случае - это перечень жилищно-коммунальных услуг с указанием видов работ, включенных в каждую из них); права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя; периодичность, объем, стоимость и порядок оплаты предоставленных услуг; порядок выявления и регистрации нарушений установленных параметров качества и других недостатков в предоставлении услуг; условия и порядок уплаты пени сторонами договора; порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; порядок учета объемов потребления коммунальных услуг и так далее.
Именно такой типовой договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда содержится в приложении № 6 к приказу Госстроя России от 11 декабря 1997 года № 17-132. Он разработан на основе постановления Правительства России от 26 сентября 1994 года № 1099, утвердившего "Правила предоставления коммунальных услуг".
Но одно дело правила и типовой договор, совершенно другое - как они применяются на практике местной властью.

ЧТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ

Давайте рассмотрим положения договора на обслуживание и ремонт приватизированной квартиры, разработанного УЖКХ города Мурманска. В качестве предмета договора в нем значится следующее: обслуживание квартиры в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда".
Но эти самые правила созданы для того, чтобы при выполнении работ были соблюдены определенные регламенты. Мы же с вами потребляем не регламенты, а конкретную услугу. Нам нужно, чтобы работники ЖКХ проводили уборку подъездов и придомовой территории, ремонтировали крыши, чердаки, подвалы и лифты. Мы хотим, чтобы в наших домах были тепло, горячая и холодная вода, свет и газ. Именно это является предметом договора. И нам совсем не интересно, по каким правилам производятся все эти работы, поставляются услуги.
Итак, с предметом исследуемого договора разобрались - его просто нет. Теперь давайте посмотрим, какая же ответственность сторон в нем предусмотрена. В этом разделе всего три пункта. Привожу дословно:
"- Исполнитель и Заказчик несут ответственность за нарушение данного договора и правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовых территорий в установленном порядке.
- За нарушение срока оплаты услуг, указанных в пункте 1.2 настоящего договора, Заказчик оплачивает Исполнителю пени из расчета 1 процент от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
- Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами Гражданского и Жилищного законодательства, действующими на территории России".
Хороша ответственность! Наименование, объем, порядок предоставления и качество услуг не определены, но платить ты за них обязан. Не заплатишь - начислят пени. А если услуга не предоставлялась или была некачественной? Кому прикажете жаловаться, куда обращаться? Этого в договоре нет. Как видим, вопрос ответственности тоже повис в воздухе.

А где же права заказчика-потребителя? Читаем пункт 2.2 договора:

"- Оплачивать услуги Исполнителя в размере и в сроки, предусмотренные п.1.2 настоящего договора.
- Соблюдать "Правила пользования жилыми помещениями" в части технического и санитарного содержания жилищного фонда и придомовой территории".
Ничего себе права: плати, и никаких гвоздей! За это исполнитель возлагает на себя воистину титанические обязанности. Во-первых, оказывать услуги в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда". Неизвестно, правда, кем и когда они были утверждены и действуют ли до сих пор.
Во-вторых, выдавать заказчику единый платежный документ "с указанием видов и размеров платежей, которые могут изменяться при централизованном изменении цен и тарифов". Опять же, неизвестно, о каких ценах и тарифах идет речь и кто должен доводить эти сведения до потребителя.

НЕВЕСЕЛЫЕ ВЫВОДЫ

Подведем итог: предмета договора нет, прав у потребителя нет, обязанность одна - платить. Как разительно это отличается от формулировок, предложенных в типовом договоре, утвержденном приказом Госстроя.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании положений договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Но из договора, предлагаемого УЖКХ города Мурманска, ясно только одно: коммунальщики хотят от нас денег и обязуются своевременно предоставлять нам единый платежный документ для их внесения, в котором цены и тарифы могут меняться.
А вот чего хочет потребитель? Надо думать, он хочет, чтобы заключенный с ним договор соответствовал нормам права. Но, по моему мнению, при разработке своей версии должностные лица УЖКХ исказили нормы действующего законодательства, обязав граждан города оплачивать работы, о которых у тех нет никакой информации, а при задержке оплаты за не определенные договором услуги, взыскивать пени.
Пункт 4 статьи 426 ГК РФ гласит: "В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.)".
Поэтому я считаю, что договор на обслуживание и ремонт приватизированных квартир, разработанный УЖКХ города Мурманска, является ничтожным и подлежит расторжению в соответствии с пунктом 2 статьи 450 все того же ГК РФ.
Мурманчанам же следует бороться за свои права, добиваясь от УЖКХ заключения с ними договоров на оказание коммунальных услуг и содержание жилого дома, составленных на основе типового договора, утвержденного приказом Госстроя. Это могло бы стать первым шагом в нашей общей борьбе за свои жилищные права.

03.11.2004
Александр КУЛИКОВ, председатель общественной организации "Мой дом".

15.09.2005 «Да забыли про овраги…». «Мурманский Вестник». А.Куликов
ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ...


Мы, горожане, потребляя услуги ЖКХ, раньше мало задумывались, кто, когда, с кем заключает договоры на оказание коммунальных услуг и как эти договоры выглядят. Молча оплачивали предъявляемые нам счета. А многие из нас и сейчас не знают, что существует ст. 430 Гражданского кодекса РФ, которая определяет форму договорных отношений между администрацией города, энергетической компанией и жителями.
Мэрия в наших интересах заключала договоры с тепло- и энергоснабжающими предприятиями. Причем если те и другие являлись в силу той же статьи ГК сторонами договора, то мы, граждане, имели одно-единственное право - требовать надлежащее исполнение договора. Но как требовать то, чего никто в глаза не видывал, не читал? Мы могли лишь догадываться, что какие-то права у нас есть, коль существует закон "О защите прав потребителей", который должен жильцов защищать.
В 2003 году Вячеслав Михайлович Карев, военный пенсионер, бывший заместитель директора 35-го завода по строительству, в суде доказал свое право иметь полную информацию о коммунальных услугах и услугах по ремонту и содержанию жилого дома. Ленинский суд в своем решении обязал УЖКХ г. Мурманска заключить договор с истцом. Однако до его исполнения Вячеслав Михайлович не дожил. Его дело пришлось продолжить мне, как руководителю региональной общественной организации "Мой дом". УЖКХ подал кассационную жалобу в областной суд, который оставил ее без удовлетворения, отметив, что требования истца об оплате реально оказываемых услуг справедливы и обоснованны и порядок их предоставления, объем и качество должны быть отражены в договоре, который обязан соответствовать закону "О защите прав потребителей".
На судебную тяжбу было потрачено четыре месяца, на исполнение решения суда - более двух лет, но ничего так и не изменилось. Договора нет. Если бы администрация города потратила это время на его разработку, то сейчас уже была бы наработана конкретная практика применения подобного договора между жильцом и мэрией на оказание коммунальных услуг, ремонт и содержание жилого дома.
Возникает естественный вопрос: почему мэрия тянет с заключением прямого договора с жильцом? Да потому, что при его наличии надо будет отвечать по нему в полном объеме. Отвечать не только за действие, но и за бездействие системы. А нет его - легче ввести в заблуждение несведущего в вопросах ЖКХ потребителя коммунальных услуг.
Лишь с переходом на 100-процентную оплату жилья и введением нового Жилищного кодекса перед населением была сформулирована основная задача реформы: снять с органа местного самоуправления бремя опеки жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, и передать его самим жильцам. Поэтому у нас теперь появилась обязанность раз в год провести общее собрание собственников, на котором решить, кто и как будет управлять многоквартирным жилым домом.
Однако в очередной раз "горячие головы" решили провести эту работу по принципу "большого скачка", и как всегда - "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Основным "оврагом" стало желание пройти путь, который был прописан Правительством РФ на 10 лет, в течение года. Вместо поэтапного обучения населения правилам содержания и ремонта жилья, повышения уровня правовой культуры нас "учат" вовремя и в возрастающих объемах платить за услуги, качество которых не улучшается, а стоимость растет. Нам не разъяснялись Правила предоставления коммунальных услуг в РФ, порядок защиты себя от недобросовестных исполнителей жилищных услуг, то есть как могли бы мы, жильцы, повлиять на сокращение стоимости этих услуг, как сделать возврат необоснованно предъявленных к оплате средств.
Нас также уверяют, что забота о гражданах - основная цель органа самоуправления. В действительности оказалось, что население - просто источник финансовых ресурсов, которые можно получить без особого труда.
Все эти годы мы довольствовались отсутствием договоров и знаний законов, которые наделяют стороны правами и обязанностями, порождают обязательства.
Как результат - ситуация, сложившаяся в Мурманске сейчас. Городская администрация поделила горожан на "своих" - наймополучателей, проживающих в муниципальном фонде, и "чужих" - собственников квартир. Хотя об этом разделении городская власть забывает, когда продает или сдает в аренду подвалы и чердаки в многоквартирном жилом доме, которые принадлежат нам, сособственникам, в силу ст. 290 ГК РФ.

В настоящий момент администрация города заявляет, что несет ответственность лишь при заключении договоров на теплоснабжение "своего" - муниципального фонда, а собственники жилья (квартир) должны, по мановению палочки объединившись в ТСЖ, заключать эти договоры сами! Вот те на! Это же прямое нарушение закона № 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", который обязывает администрацию города "обеспечивать бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу водо-, газо-, энергоснабжения".

Здесь кстати напомнить и о законе Мурманской области "О муниципальной службе", в котором одним из основных принципов деятельности муниципального служащего является защита прав и свобод человека и гражданина. А что же на деле?
На деле - неисполнение судебных актов по ремонту кровель и домов, предоставлению коммунальных услуг, содержанию жилых домов и др. Сегодня из-за реорганизации Мурманского УЖКХ, только по моим сведениям, приостановлено исполнение 21 судебного решения. Когда теперь администрация города их выполнит? А люди вынуждены уже который год мучиться из-за текущих крыш, межпанельных швов и прочих прелестей нашего быта.
В одной из публикаций я уже предлагал построить отношения поставщиков коммунальных услуг и горожан на основе прямых договоров. А отношения с УЖКХ, РКЦ - на основе договора поручения. Такие документы в интересах населения должна была, как того требует закон, разработать администрация города. Однако, использовав идею прямых договоров в предвыборной агитации, заинтересованные стороны не сочли нужным после выборов мэра Мурманска воплотить ее в жизнь и решить, какие схемы договоров положить в основу отношений между населением, поставщиками (коммунальными предприятиями) и исполнителем (администрацией города). Вспомнили об этом лишь с введением нового Жилищного кодекса. В нем пока немало недоработок; используя их, городские реформаторы первым делом ринулись ликвидировать УЖКХ, разорвав сложившиеся годами договорные отношения.
Но уже известно, что вскоре некоторые поправки авторов Жилищного кодекса будут приняты, например, в части сохранения ранее сложившихся схем договоров на весь переходный период.

На мой взгляд, в Мурманске сегодня спешат и с созданием товариществ собственников жилья. Безусловно, они нужны, но действовать в этом направлении нужно обдуманно, а не в авральном порядке. Недаром тот же Жилищный кодекс обязывает один раз в год созвать собрание жильцов и на нём решить, как управлять домом. То есть на общем сборе вначале надо создать орган управления домом, который сможет отстаивать интересы жильцов вне зависимости от того, будет у них ТСЖ или нет.
Если же решение о создании товарищества и будет принято, то надо знать, что передача дома с баланса города на баланс ТСЖ должна происходить лишь тогда, когда здание будет приведено в технически исправное состояние - в соответствии с постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. № 235 и приказом Минстроя и Минфина от 6 июня 1995 № 17-72. Эти документы предполагают производство капитального ремонта или передачу средств на финансирование капитального ремонта дома. Самим жильцам просто не под силу привести в порядок здания, в которых по 15-25 лет не выполнялся даже ремонт косметический, не говоря о капитальном. Если у города нет и не было на это денег, откуда они возьмутся у жильцов?

15.09.2005
Александр КУЛИКОВ, мурманчанин.

06.10.2005 «Да забыли про овраги» «Парламентская газета» № 175, А.Куликов

18.12.2006 «Горе реформаторы» «Экономика и время» № 48, А. Куликов
Региональный аспект

ВЗГЛЯД С 69-Й ПАРАЛЛЕЛИ

Никаких решений городской Совет депутатов по приватизации ЖЭУ не принимал. Прокуратура области по заявлению общественной организации «Мой дом» обратила внимание руководства города на нарушение закона и предложила вернуть ЖЭУ в исходное состояние. Однако вместо разрешения вопроса на законных основаниях, создания конкурентной среды, проведения конкурса администрация Мурманска предпочла освободиться от чиновника-реформатора, оставив все на прежнем месте.
Создалась парадоксальная ситуация. ЖЭУ и МУПы оказались в руках лиц, приближенных к администрации. Естественно, что ни о какой конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в городе и речи быть не может.
В июле 2003 года областной суд подтвердил мое право иметь договор с администрацией города Мурманска на оказание коммунальных услуг и содержание жилого дома.
С момента принятия судебного акта весь административный ресурс был брошен на то, чтобы не исполнить решение суда. Все претенденты на кресло мэра города обещали перейти на прямые договоры с населением по оказанию коммунальных услуг. Однако это были лишь обещания. Мало того, после выборов мэра новая администрация Мурманска пошла на ликвидацию УЖКХ города, дабы оставить без исполнения 21 судебное решение в пользу потребителей коммунальных услуг на сумму более 200 миллионов рублей.
Чиновники испугались создания прецедента. Наличие договоров с населением, содержащих ясные прозрачные условия предоставления коммунальных услуг, оказалось крайне невыгодно действующей власти. Исполнение решения суда породило бы ответственность за весь коммунальный беспредел, последних 15 лет, когда, прикрываясь дефолтом и отсутствием средств, власти фактически прекратили оказание услуг по ремонту и содержанию жилых домов, а услуги коммунального хозяйства предоставляли без контроля их качества.
Дело я формально выиграл, но исполнить решение суда не удалось. С момента уведомления о прекращении мной оплаты услуг ЖКХ прошло более 4 лет. Я плачу за электричество и воду. Администрация (должник по закону), в качестве меры давления на меня (взыскателя), без всяких на то оснований начисляет мне стоимость услуг, от которых я отказался в 2003 году. Эта сумма составляет более 80 тысяч рублей плюс пени. Однако в суд на меня власть не подает. Неоднократные попытки привлечь чиновника к ответственности за злостное неисполнение судебного решения не увенчались успехом.

Вывод неутешителен. Не создан инструмент реализации нового Жилищного кодекса на местах. Если в Москве и Петербурге определили процедуру взаимодействия общественных жилищных формирований с властью через положения «О домовых комитетах», дали инструмент в руки жителей многоквартирных жилых домов для защиты их жилищных прав, то в большинстве других российских городов местные власти этого не сделали.
Чиновник исполняет лишь указание сверху, вниз ему смотреть недосуг. И, как показывает мой опыт, заставить его сделать что-то даже с помощью решения суда, очень сложно. Реформаторами на местах движет жажда наживы. Остальные детали реформы ЖКХ их не интересуют.
Александр КУЛИКОВ, председатель МРОО «Мой дом» г. Мурманск

28.02.2007 «Вода как она есть, или как её пить?» «АиФ-Мурманск» А.Куликов
Рубрика «ПОТРЕБИТЕЛЬ»

«ВОДА КАК ОНА ЕСТЬ, ИЛИ КАК ЕЁ ПИТЬ?»

Н20: просто жизнь

ВОДА в нашей жизни - жизни жильцов дома № 28/2 на ул. Хлобыстова - играет роль не просто жизненную, а очень жизненную. Именно вода - точнее, то, что и водой-то назвать язык не повернется - подвигла нас на гражданский, можно сказать, поступок.

А вышло все само собой. Несколько лет мы наблюдали, как из крана течет нечто мутное, из трубопровода вылетают какие-то взвешенные частицы, а при попытке набрать горячей воды в ванну приходится срочно покидать само помещение — дышать из-за запаха ам¬миака и чего-то еще совершенно невообразимого просто невозможно. Либо (Дышать, либо мыться - выбора нет). Когда терпение кончилось, соседи решили обсудить проблему вместе — вода не удовлетворяла никого. Свое мнение — опрос жителей оформили подписным листом, а свои ощущения от воды отразили в коллективном заявлении в Роспотребнадзор.
Жалобу подали 16 ноября за подписью 114 квартир 144 - квартирного дома, копию оставили на контроле. 27 ноября в дом прибыл помощник санитарного врача для забора проб воды. Забавно или грустно, но когда согласно инструкции предварительно спускали в течение 15 минут горячую воду
до забора анализов - бедный проверяющий еле выжил, ведь ванная успела наполниться газом, стали слезиться глаза.
1 декабря пробы были исследованы - содержание железа в холодной воде было превышено в 1,5 раза! Словом, наша вода действительно оказалась некачественной. А запах почему-то составил 2 балла.
Теперь осталось найти виновного — того, кто за качество воды отвечает. И здесь начались странные истории.
Выяснить, кто же отвечает за ее качество, нам не удалось. Роспотребнадзору тоже. В 2006 году ответственность несла «Жилищно-Сервисная компания» (МУП «ЖСК»), а вот в 2007 году нам указали на новое виновное юридическое лицо — вновь создан¬ное ОАО «Севжилсервис». Правда, никто из нас, заявителей-жалобщиков, не видел ни одного договора с вышеуказанными «виновными».
А дальше история уже пошла сама собой. На прошлой неделе, после напоминания, наш дом вновь посетили специалисты надзорного органа, ЖЭУ, ТЭКОСа и произвели забор проб. То ли надеялись, что все «рассосалось», то ли что жильцы успокоились. Но как можно успокаиваться, когда с чистой водой в нашем городе постоянно происходят совершенно «нечистые» истории.
Не сказали ведь жителям о поступлении загрязненной воды 7 декабря, об аварийном сбросе фекальных вод с пометохранилища. Только электронное издание B-port информировало горожан об опасности. До сих пор многие теряются в догадках: почему 7 декабря им «вдруг» стало плохо. «Видно, съели что-нибудь».
На самом деле, настало время позаботиться о том, чтобы «не съели» нас. Нам нужна качественная вода
— для жизни, для здоровья, для наших детей. По этому наша общественная организация предложила проведение акции «Чистая вода» - мы намерены решить проблему, намерены обратить внимание к проблеме чистой воды, и у нас есть поддержка. Выбирать, как жить — нам самим.

Мыслями вслух делился
общественный эксперт
в области жилищных отношений,
председатель МРОО «Мой дом»
Александр КУЛИКОВ

Н20: просто факты

1. Человек на 70% состоит из воды. Вода радикально влияет на состояние здоровья человека, участвует в обмене веществ, от качества питьевой воды во многом зависит наше здоровье.
2. О качестве воды судят по вкусовым свойствам, химическому составу и характеру микрофлоры. Важными характеристиками являются являются прозрачность воды, цвет, вкус и температура. Подробнее – ГОСТ 2874-82, ГОСТ 2761-84.
3. Вода считается достаточно прозрачной, если через 30-сантиметровый слой жидкости можно прочитать обычный шрифт. Запах и вкус зависят от растворённых в воде минеральных солей, газов, которые определяются в баллах согласно таблице. Интенсивность запаха и привкуса в питьевой воде не должнга превышать 2 баллов.

1 балл – весьма слабый запах и привкус, обнаружить который может только дегустатор;

2 балла – слабый запах и привкус, человек ощущает их, если обратить на это внимание;

3 балла – уже заметный запах и привкус, который вызывает у потребителя неодобрение;

4 балла – явно выраженный запах и привкус;

5 баллов – запах и привкус очень сильные, явные.

4. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% всех инфекционных заболеваний в мире возникает вследствие неудовлетворительного качества воды. Водным путем распространяется большая группа кишечных заболеваний. Слабоминерализованная вода оказывает отрицательное влияние на секреторную функцию желудка и на водно-солевой баланс (возникновение отеков на ногах, под глазами)

28.02.2007 «Что пьём горожане?» Мурманский вестник» А.Куликов
ЧТО ПЬЁМ, ГОРОЖАНЕ?

Издание «Мурманский Вестник»
Выпуск N 37 от 28 февраля 2007

Много времени прошло и воды утекло, пока жильцы нашего дома 28/2 по улице Хлобыстова наконец созрели и решили узнать, насколько качественную воду мы получаем. Причин было более чем достаточно. То из крана идет мутная вода, то из него какая-то грязь вылетает, а иной раз набираешь горячую воду в ванну и тут же выбегаешь - дышать нечем: нестерпимый запах аммиака спирает дыхание.

Но наконец наше терпение иссякло, всем миром написали письмо в Роспотребнадзор. Жалобу подали 16 ноября, под ней расписались жильцы всех 114 квартир. Спустя 11 дней сами привезли помощника санитарного врача для забора проб воды. Пока 15 минут (как того требует инструкция) спускали горячую воду, у всех, кто находился в ванной комнате, от неприятного запаха стали слезиться глаза.

Через три дня пробы были исследованы в лаборатории. Результаты показали, что запах горячей воды соответствует 2 баллам, то есть почти в норме. Может, запах за три дня, пока шли исследования, просто выветрился, подумали мы. Зато содержание железа в холодной воде оказалось превышено в 1,5 раза! Вместо 0,3 - 0,45 мг/дм3.

В общем, мы выяснили, что пьем воду некачественную. Возник вопрос, а кто отвечает за ее качество? Ни нам, ни даже Роспотребнадзору выяснить это не удалось. Хотя, судя по решению областного арбитражного суда, который занимался подобной жалобой в 2006 году, ответственность за некачественную воду тогда несла Жилищно-сервисная компания (МУП «ЖСК»). Теперь же нам указали на нового ответчика - ОАО «Севжилсервис», которое совсем недавно было реорганизовано из ЗАО «Севжилсервис» (в недалеком прошлом это было МУП «Севжилсервис).

Мы, жильцы, так и не поняли, в каких отношениях нынешнее АО состоит с бывшими ЗАО и МУП и не дадут ли нам в «новом» «Севжилсервисе» от ворот поворот: мол, за дела предшественников не отвечают. К тому же никто из нас, впрочем, как и тысячи других мурманчан, в глаза не видели ни одного договора, заключенного администрацией города в интересах третьих лиц (то есть нас, жителей) с вышеуказанными.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так и у нас. Диагноз поставили, только вот кто решать будет проблему некачественной воды, власти города выясняют уже третий месяц. Правда, в середине февраля после наших звонков, писем и напоминаний в доме появились специалисты Роспотребнадзора, ЖЭУ, ТЭКОСа и вновь произвели забор проб. Зачем понадобилась повторная проверка, может, наконец решили менять проржавевшие трубы и стояки, состояние которых в первую очередь влияет на качество воды, - нам не объяснили.

Нам вообще мало что говорят. Как не сказали о поступлении загрязненной воды 8 декабря из-за сброса фекальных вод с пометохранилища. До сих пор многие граждане теряются в догадках: почему тогда из кранов попахивало аммиаком, а у некоторых после того дня побаливал желудок.

Вот я и думаю, не настало ли время всем задуматься, какую воду мы пьем? Может, пора уже и провести акцию «Чистая вода», принять активные действия в защиту своего здоровья? Ведь, как известно: покой пьет воду, а беспокойство - мед.

Александр КУЛИКОВ, председатель МРОО «Мой дом». г. Мурманск.

Акция "Чистая вода" в Мурманске
На сайте вы можете ознакомиться о работе МРОО "Мой дом" по изучению общественного мнения по проблеме читой воды в Ленинском районе города Мурманска, с календарем проведения акции, перепиской и заключениями УФС "Роспотребнадзора" по Мурманской области по указанной проблеме. Списками домов участвовавшими в акции. Высказать свою точку зрения по проблеме
Ноябрь 2007 г. «Взгляд с 69-й параллели» журнал «Председатель ТСЖ» № 2, А.К
Председатель ТСЖ № 2- 2007

Региональный аспект

ВЗГЛЯД С 69-й ПАРАЛЛЕЛИ

Никаких решений городской Совет депутатов по приватизации ЖЭУ не принимал. Проку-ратура области по заявлению общественной организации «Мой дом» обратила внимание руководства города на нарушение закона и предложила вернуть ЖЭУ в исходное состо-яние. Однако вместо разрешения вопроса на законных основаниях, создания конкурентной среды, проведения конкурса администрация Мурманска предпочла освободиться от чиновника-реформатора, оставив все на прежнем месте.
Создалась парадоксальная ситуация. ЖЭУ и МУПы оказались в руках лиц, приближенных к администрации. Естественно, что ни о какой конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в городе и речи быть не может.
В июле 2003 года областной суд подтвердил мое право иметь договор с администрацией города Мурманска на оказание коммунальных услуг и содержание жилого дома.
С момента принятия судебного акта весь административный ресурс был брошен на то, чтобы не исполнить решение суда. Все претенденты на кресло мэра города обещали перейти на прямые договоры с населением по оказанию коммунальных услуг. Однако это были лишь обещания. Мало того, после выборов мэра но¬вая администрация Мурманска пошла на ликвидацию УЖКХ города, дабы оставить без исполнения 21 судебное решение в пользу потребителей коммунальных услуг на сумму более 200 миллионов рублей.
Чиновники испугались создания прецедента. Наличие договоров с населением, содержащих ясные прозрачные условия предоставления коммунальных услуг, оказалось крайне невыгодно действующей власти. Исполнение решения суда породило бы ответственность за весь коммунальный беспредел последних 15 лет, когда, прикрываясь дефолтом и отсутствием средств, власти фактически прекратили оказание услуг по ремонту и содержанию жилых домов, а услуги коммунального хозяйства предоставляли без контроля их качества.

Дело я формально выиграл, но исполнить решение суда не удалось. С момента уведомления о прекращении мной оплаты услуг ЖКХ прошло более 4 лет. Я плачу за электричество и воду. Администрация (должник по закону), в качестве меры давления на меня (взыскателя), без всяких на то оснований начисляет мне стоимость услуг, от которых я отказался в 2003 году. Эта сумма составляет более 80 тысяч рублей плюс пени. Однако в суд на меня власть не подает. Неоднократные попытки привлечь чиновника к ответственности за злостное неисполнение судебного решения не увенчались успехом.

Вывод неутешителен. Не создан инструмент реализации нового Жилищного кодекса на местах. Если в Москве и Петербурге определили процедуру взаимодействия общественных жилищных формирований с властью через положения «О домовых комитетах», дали инструмент в руки жителей многоквартирных жилых домов для защиты их жилищных прав, то в большинстве других российских городов местные власти этого не сделали.
Чиновник исполняет лишь указание сверху, вниз ему смотреть недосуг. И, как показывает мой опыт, заставить его сделать что-то даже с помощью решения суда, очень сложно. Реформаторами на местах движет жажда наживы. Остальные детали реформы ЖКХ их не интересуют.
Александр КУЛИКОВ, председатель МРОО «Мой дом» г. Мурманск

16.04.2008 «Час пробил... Кто виноват?» «Мурманский вестник» А.Куликов
ЧАС ПРОБИЛ ... Кто виноват?

Внимательно прочитал статью Л. Лопатко "Час пробил... Выбери меня" (http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20080318458). Автор поднимает очень важный вопрос: "законодательство несовершенно настолько, что порой даже разработчики Жилищного кодекса разводят руками". Этот тезис и хотелось бы обсудить. Действительно ли проблемы в одном законодательстве? Или существуют иные трудности в реализации реформы?

До 1 марта 2005 года, даты введения нового Жилищного кодекса, страна жила по законам, которые ясно указывали, кому и что делать и кто и за что должен отвечать. Ответственность власти была частью социальной политики государства. Однако внедрение рыночных отношений диктовало необходимость изменения старого Жилищного кодекса и приведения его в соответствие с Кодексом гражданским. Необходимо было поэтапно обучить всех жить в условиях самоокупаемости отрасли ЖКХ, перейти от монополии государства к рынку услуг. Но так, к сожалению, не произошло. Почему? Рассмотрим это на таком примере.

Можно ли человеку доверить автомобиль, если он не знает правил дорожного движения? Любой скажет - нет. Для этого надо изучить устройство транспортного средства (мало ли поломка в дороге) и правила движения на дорогах. Купив машину, собственник вряд ли отдаст свою "ласточку" в управление кому-то. Каждый хозяин предпочитает сам ухаживает за своей собственностью. Он понимает, что надо своевременно залить топливо, провести профилактический ремонт, заменить износившиеся детали, пройти техосмотр.

Этот пример наглядно показывает: приобрёл собственность, хочешь, чтобы она служила тебе долго - трудись, содержи, ремонтируй, и тогда она тебя не подведёт.
Что же предлагает нам власть в отношении жилья, которое передали когда-то нам в собственность, не предупредив о последствиях этого подарка. Как мы радовались тому, что стали собственниками, что у нас появилась возможность оставить свое жилье детям и внукам! Ведь у большинства это была первая и единственная недвижимость. И досталась она практически бесплатно. Правда, кто-то оказался в новостройке, и ему повезло, а кто-то - в разбитой хрущёвке, срок "службы" которой 25 лет, и он давно истёк.

Все прелести этого "подарка", который люди заслужили годами труда в первой стране социализма, мы стали ощущать на себе только в последние годы, когда резко подскочили тарифы. Они росли, органы местного самоуправления заключали в интересах третьих лиц (горожан) договоры на оказание услуг ЖКХ. Хотя этих договоров мы в глаза не видели, с нами-то их не заключали, игнорируя концепцию самой реформы ЖКХ. Наконец мы дожили до того, что стоимость коммунальных платежей, ремонта и содержания жилья превысила нашу пенсию, которую потом и кровью заработали на Севере.

Власть сформировала прямо-таки замечательную модель жилищных отношений, при которой человек, достигший пенсионного возраста, должен все отдать за тепло и крышу над головой. Новый Жилищный кодекс взвалил обязанности по управлению недвижимостью в полном объеме на людей, которые в большинстве своем не имели никакого опыта владения недвижимостью. Эти функции ранее выполняли органы местного самоуправления, они монопольно собирали и распределяли наши платежи, как и куда - история умалчивает. Деньги немалые и отказываться от них власть не хотела, поэтому и формировать публичные отношения в этой сфере на местах не спешила.
Но вспомним о примере про собственника автомобиля. Он, прежде чем сесть за руль, прошёл обучение, получил права. Об этом позаботился ГИБДД - государственный орган контроля и надзора. А вот как позаботились органы местного самоуправления о реализации реформы ЖКХ на местах? И заинтересованы ли они были в создании рынка услуг ЖКХ. Однозначно - нет. Слишком велик соблазн распоряжаться чужим "авто", и поэтому учить граждан не надо. Если они (собственники) будут знать объект управления, его устройство, правила эксплуатации, стоимость тех иных работ, услуг и вздумают принимать работу по акту - по фактически выполненному объему работ, тогда уж точно получить сверхприбыль станет невозможно. Куда проще иметь завышенный тариф, чем внедрять новые технологии. И вообще чем меньше знают, тем легче жить.
А вдруг граждане, не дай-то бог, узнают, что в соответствии с постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. тариф на ремонт и содержание жилого дома зависит от перечня имущества многоквартирного дома , находящегося в общем (совместном) пользовании жильцов. И что этот перечень определяет общее собрание жильцов, и именно на его основе определяется тариф на содержание и ремонт. Таким образом, стоимость по статье "содержание и ремонт" в разных домах будет разная. Но чтобы так было, люди должны знать свои права и должны определиться со способом управления жилым домом. Если же они этого не сделают, им будет назначена на основе аукциона управляющая компания. И тогда тариф (на ремонт и содержание) установит орган местного самоуправления.

Как говорил классик, "строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения"... Большинство из нас привыкло жить по принципу: оставьте нас в покое. Зачем ходить на собрания, изучать какие-то правила и законы, принимать самостоятельно решения? Поэтому-то из-за нашей неорганизованности и пофигизма и принимаются сейчас решения о заочных голосованиях населения по выбору способа управления многоквартирным домом. А этим пользуются заинтересованные лица. Вот почему наверняка и тарифы возрастут, и услуги ЖКХ лучше не станут.
Сейчас в Мурманске идет компания по выбору способа управления многоквартирных домов. ОАО "Севжилсервис", например, предлагает жителям Ленинского округа заключить договор на 5 лет. Граждане не юристы, и, опираясь только на собственное разумение, подписывают договор, не осознавая юридических последствий. Но есть тут маленький нюанс.

Для тех домов, где способ управления жильцами не определён, по результатам аукциона будет назначена управляющая компания. В этом случае контроль за соблюдением действующего законодательства (а значит, и надзор за размером тарифов) останется за органом местного самоуправления, который утвердил их для конкурса. Но если же граждане до проведения аукциона уже подписали договор с ОАО "Севжилсервис", то лоты по данным домам будут сняты с аукциона, а жильцы станут работать с этим акционерным обществом и платить по тарифам компании. Какими он будут? Хозяин барин.
Ограничить аппетиты управляющей компании может только грамотный потребитель услуг. Таких среди нас немного. Для защиты прав потребителей в жилищной сфере цивилизованный мир объединился во Всемирную организацию защиты прав квартиросъемщиков со штаб-квартирой в Швеции. Однако опыт нашей организации "Мой дом" говорит, что граждане бегут за помощью защитников лишь в критической ситуации. А до той поры тихо отсиживаются по норкам. Но чтобы не доводить дело до "пожара", собственники и наниматели жилья должны объединяться уже сейчас. Это даст возможность привлекать квалифицированных специалистов, юристов, способных защищать наши права: отслеживать договора, предлагаемые управляющими компаниями и иными юридическими и физическими лицами, которые предоставляют услуги в сфере ЖКХ, вести переговоры с контрагентами и при необходимости защищать свои интересы в суде.

16.04.2008
Александр КУЛИКОВ, председатель МРОО "Мой дом". Мурманск.

04.05.08 Человек на 90% состоит из воды, а если вода грязная, то из чего он состоит?
Человек на 90% состоит из воды, а если вода грязная, то из чего он состоит?Май 4th, 2008
murmandom

12 апреля 2008 года исполнился год, как в Мурманском городском Совете прошёл депутатский час по проблеме "Чистая вода". Он был инициирован региональной общественной организацией "Мой дом", которая используя предвыборный фонд одного из кандидатов в депутаты Облдумы, провела изучение общественного мнения по вопросу водоснабжения в Ленинском округе г. Мурманска. Было собрано более 1386 заявлений граждан с жалобами на качество воды (http://murmandom.narod.ru/uchastnik.htm). Председательствовал на депутатском часе депутат Сысоев А.И., было принято решение: "Создать рабочую депутатскую группу по проблеме "Чистая вода" с участием председателя МРОО "Мой дом" Куликова А.Н."

Прошёл год, депутаты не выполнили своих обещаний, их не волнует тот факт, что проблема чистой воды впрямую влияет на здоровье горожан. Или мы для них всего лишь избиратели, которые нужны лишь 1 раз в 4 года? А какое у нас здоровье, их не волнует? По всей видимости депутаты заняты более важными делами, например, созданием Продовольственной компания на базе сети магазинов "Евророс", или ещё более важными, о которых не принято говорить публично.

А может быть стоит обсудить, чем же таким важным занимаются депутаты города Мурманска и как они, наши представители в представительном органе власти, реализуют права делегированнные избирателями?

ноябрь 2007 "Взгляд с 69 параллели"
журнал "Председатель ТСЖ" №2, ноябрь 2007


Сайт создан в системе uCoz